Автор: Педагог дополнительно образования, Художественный руководитель вокально-хореографического ансамбля «Северная мозаика» О.В. Рукавишникова
I
Танец в жизни человека – одно из средств самовыражения, через которое он передает свои эмоции, чувства и понимание красоты. Танец – как категория эстетическая, один из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности в процессе художественного воспитания ребенка.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ЦЕЛИ: — выявление и развитие потенциальных возможностей ребенка в
создании и исполнении танцевально-пластического образа;
— обучение детей хореографической азбуке народного и классического
танца;
ЗАДАЧИ: — ознакомление с музыкальным метроритмом и темпом;
— развитие эстетического вкуса, музыкальности и выразительности;
— воспитание трудолюбия, внимания, характера, силы воли;
— физическое развитие ребенка и коррекция физических недостатков;
— приобретение динамического стереотипа двигательных навыков –
это вырабатывание у детей условного двигательного рефлекса.
II
Вероятностное прогнозирование
1 этап обучения
Ребенок в подготовительном классе умеет различать характер музыки – грустный или веселый. Быстрый или умеренный, медленный темп, доказывая понимание импровизационными движениями. Умеет ориентироваться в пространстве, передвигаясь по заданию из одной точки балетного зала в другую, имеет представление о рисунке в композиции (линия, круг, диагональ). Знает 3 позиции рук и 6 позиций ног и понимает разницу исполнения в классическом и характерном стиле. Умеет ощущать метроритм и темп, отличает 2/4, ¾ 4/4 музыкальной формы (полька, марш, вальс). Владеет ритмикой движения, попадая точно в музыку и подчеркивая сильную долю в марше, подскоках, беге с высоко поднятыми коленями, в
элементарных народных движениях. Умеет концентрировать внимание, быть собранным, дисциплинированным на протяжении всего урока.
III
2 этап обучения
Дети овладевают, в определенных пределах, азбукой классического и народного танца. Знают терминологию и умеют грамотно исполнять технику упражнений пройденной программы, т.е. овладевают профессиональной осанкой, имеют воспитанные руки и ноги, умеют удерживать равновесие во время исполнения движений, передают эмоциональную сторону движения. Овладевают набором движений, соответствующих их возрасту. Приобретают манеру и колорит при исполнении движений. Развито в силу возраста образное мышление. Умеют реализовать свои возможности и стремятся к их развитию.
IV
Основные направления и содержание деятельности.
На первом этапе обучения целесообразно урок начинать с шагов по кругу: танцевальный простой шаг, шаг «пингвины», шаг с высоко поднятыми коленями (на demi plie). Такое начало занятий дает ритм всему уроку, организовывает внимание, делая урок энергичным и импульсивным. Важно перед каждым движением давать «установку» детям на что обратить внимание, эмоционально настраивая детей. Далее упражнения выполняются на середине зала, стоя по линиям. Из обширного комплекса движений отбираются лишь те, которые наиболее полезны на данном этапе обучения (Разминка).
На первом этапе объем упражнений классического экзерсиса ограничен, в основном состоит из изучения позиций рук (I и II por de bras) и ног, из движений корпуса, головы, которые могут соединяться с движениями ног (bt.tendu, rond de jamb parterre, degaje) и не сложных прыжков (sotte,echappe).
Основное внимание на этом этапе уделяется правильной постановке корпуса, укреплению суставно-мышечного аппарата, развитию вестибулярного аппарата, (равновесия, ощущение корпуса в пространстве (апломб), правильного переноса центра тяжести тела. Объяснение излагается в ясной доступной форме, употребляя названия терминов, не требуя запоминать их, но неоднократно повторяемые названия движений с их показом и объяснением, стереотипом запомнятся и отложатся в памяти учащихся.
Осваивать основные элементы характерного танца от простых к более сложным. По мере усвоения соединяя их в комбинации, состоящие их 2 и более движений. Учебный процесс строится так, чтобы каждый урок фиксировался в сознании ребенка. Повторение пройденного и изучение нового материала должным образом концентрируют внимание и воспитывают сознательное понимание в необходимости дисциплины.
V
Учить красоте, добру, истине.
Дифференциально используя педагогическую практику и учитывая психологические и физиологические факторы, влияющие на развитие ребенка, педагог организовывает учебно-воспитательный процесс детей младшего дошкольного возраста, учитывая их возрастные особенности. Педагогика – наука о воспитании, и пренебрежение к ней наносит огромный вред – дефицит воспитания личности и всей нации. Воспитание духовной основы человеческого существования, эстетического отношения к действительности, как одной из форм отношения маленького человека к миру; развитие мировоззрения у ребенка – способности создать образ мира и самого себя, стремясь познать, кто есть он в этом мире и что есть мир, при этом постоянно изменяющийся – задача педагогики. Выполнение этой миссии возложено на педагога-хореографа. Первого учителя в жизни ребенка.
Обучение хореографии способствует эстетическому воспитанию ребенка. Эстетическая сущность искусства позволяет ему воздействовать на психологию ребенка, на его ум и чувства – гармонично воспитывает личность. Систематичность и комплексность художественного развития ребенка реализуется посредством регулярных практических занятий по хореографии. Первичное усвоение информации у детей, как правило сопровождается достаточно сильным эмоциональным переживанием, которое ребенок оценивает в течение всей последующей жизни, как самое дорогое, сокровенное свое достояние, сливающееся с его Я. Первым источником формирования эстетических впечатлений является общение с педагогом. С его помощью ребенок способен закрепить и усилить оценочную сторону передаваемой информации и получать самостоятельное эстетическое удовлетворение самим процессом обучения, а через него и к объекту этого процесса – хореографии. Педагог является основным связующим звеном в процессе изучения ребенком хореографии, и основным источником этого процесса. Педагог развивает и прививает эстетический вкус ребенку. Вкус есть мерило выбора и критерий меры. Хороший вкус выступает, по своей сущности, как своеобразный регулятор педагогической деятельности. При изменении эстетических вкусов в современном мире «поисковая» творческая функция вкуса помогает педагогу раньше других положительно оценивать то новое, что, опираясь на традиции, отражает современность. Отбирая среди новых эстетических ценностей наиболее перспективные, имеющие основание стать устойчивыми, педагог в известной степени «программирует» характер восприятия ребенком эстетических вкусов общества. Эстетический вкус не личное дело каждого человека, а позиция личности, ее представление об общечеловеческих ценностях. Занятия хореографией способствуют развитию эстетического вкуса у ребенка, развивают и обогащают его внутренний мир. В то же время бессмысленное времяпровождение выливается в безвкусицу и пошлость.
Начинать обучение ребенка искусству танца с малолетнего возраста – естественно. Таец для ребенка – это проявление положительных эмоций. Радуясь, ребенок кружится, хлопает в ладоши, притопывает ногой – танцует. Именно в раннем возрасте в сензитивный период развития создаются благоприятные условия для формирования и развития у ребенка определенных психологических свойств и видов деятельности. Процесс восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления находятся у большинства детей дошкольного возраста на сравнительно низком уровне развития, которое в данном возрасте еще не завершено.
Под влиянием педагога ребенок должен научиться:
— воспринимать и перерабатывать информацию;
— самостоятельно переносить усвоенное на новый материал;
— уметь оценивать как результат, так и сам процесс работы;
— иметь образное мышление;
— развить потребность в достижении успехов и готовность вступить в соревнование с другими;
— приобрести уверенность в своих силах и способностях;
— воспитать волю и характер.
Каков же арсенал стимулов для достижения данных педагогических результатов? Основной педагогический принцип при проведении педагогом первых да и последующих занятий по хореографии – сочетание эмоционального восприятия и изучение методических основ предмета хореографии. Именно воспитание эмоций, которые, как и наши мышцы поддаются тренировке с раннего возраста, является критерием стимулов для ребенка. Первичные эмоции – это простейшие, генотипические обусловленные состояния: удовольствие, неудовольствие, страх, радость и т.д. Эмоциональные переживания, которые ребенок получает на занятиях по хореографии, возникают под влиянием общего состояния организма для удовлетворения его актуальных потребностей: исполнительская радость, гордость, чувство собственного достоинства. Эмоции являются эстетическим стимулом.
На дошкольном этапе развития ребенка большое значение имеют физиологические факторы, связанные с органами чувств, а именно задействованные виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная. Занятия хореографией способствуют развитию всех видов памяти. На первом этапе обучения познавательный процесс происходит через игру. Игра вступает как подготовительный этап в обучении ребенка. В игру вводятся и закрепляются новые мотивы деятельности ребенка: развитие ритма, музыкальности, образного видения, которые способствуют развитию познавательных процессов – внимания, памяти, воображения. Игра воспитывает эмоциональную восприимчивость ребенка, помогает раскрепоститься, делает его открытым, будит чувства и развивает воображение – способность представлять отсутствующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им мотивировать. Через игру достигается гармония души и тела.
Педагогу важно добиться, чтобы процесс обучения хореографией приносил понимание и эстетическую радость ребенку. Привить способность сознательно преодолевать физические трудности, справляться через усилие с нагрузкой, необходимой для исполнения движения, значит воспитать волю у ученика. Через понимание необходимости исполнять элементы экзерсис в полную силу, как само собой разумеющееся, ученик достигает точности и правильности исполнения. Когда у ребенка начинает получаться движение, у него возникает чувство радости, а в таком бескорыстном наслаждении предметом через практическую деятельность и заключается одна из тайн эстетического чувства.
Развитию долговременной памяти способствует слуховая память, которая воспитывается при помощи слова, музыки и ритма. Речь педагога должна быть всегда образной, живой и точно передавать смысл сказанного.
Зрительная и слуховая память способствует развитию двигательной памяти – динамического стереотипа двигательных навыков, который в свою очередь обеспечивает длительное запоминание, развивая долговременную память у детей. Долговременная память проявляет себя, когда дети возобновляют свои занятия после длительных перерывов (каникул, временной нетрудоспособности).
У детей разный тип высшей нервной деятельности, он является физиологической основой темперамента. Темперамент – это возбудимость т восприимчивость человека к впечатлениям и является психическим свойством личности, представляет общую характеристику поведения. В разных типах темперамента проявляются следующие особенности:
Сильный тип – сангвиник.
Ребенок, обладающий таким темпераментом, общительный, подвижный и жизнерадостный. Легко ориентируется в окружающей обстановке, так как быстро реагирует на раздражители. У них хорошо развита мимика, движения разучивают легко, выполняют уверенно и могут быстро переучивать. Однообразие их тяготит. Задатки и способности у таких детей проявляются с первого урока. Ими движет мотив достижения успеха.
Спокойный тип – флегматик.
Необщителен, спокойно реагирует на раздражители, малоподвижен. Задания, поступки долго обдумывает, но, приняв решение, выполняет любое дело до конца. Движения разучивает медленно, но выученные сохраняет очень долго. Это – «труженики жизни». Для них главный стимул – интерес, при котором способности проявляются как на «лакмусовой бумаге». Время реакции – интервал времени между началом действия стимула и появлении реакции на него – сравнительно короткое.
Безудержный тип – холерик.
Сложный тип, обладает большой возбудимостью и суетливостью. Характерны: импульсивность, проявляющаяся в непродуманных действиях и поступках и эгоцентризм – сосредоточенность сознания и внимания исключительно на самом себе, игнорирование того, что происходит вокруг и с другими. Они решительны и инициативны в поступках. Для них обычна смена настроений – это отрицательно сказывается, они способны вдруг разувериться в себе. Движения любят исполнять только те, которые быстро усваивают, но условное торможение у них вырабатывается с трудом, поэтому ошибки в движении исправляются долго. Они честолюбивы. Для них главный стимул – поощрение
честолюбия, мотив достижения успеха, рассчитанный на повышение авторитета и признания со стороны окружающих.
Слабый тип – меланхолик.
Этот тип темперамента характеризуется быстрой тормозимостью клеток коры головного мозга. Сильные и непривычные раздражители вызывают пассивно-оборонительную реакцию. Малообщителльны, мнительны, но чутко реагируют на слабые раздражители. При разучивании движения их жесты неуверенные. Это люди «тонкой души», поэтому их чувства и переживания длительные и очень глубокие. Для детей этого темперамента важен эмоциональный стимул общения. Внимательное, доброжелательное отношение к ученику с стороны педагога придает уверенность и смелость ребенку. Поощрение в форме похвалы за хорошо исполненное движение вселяет уверенность. Поощрение в форме аудирования поднимает веру в себя, помогает преодолеть психологический барьер – внутренне препятствие, мешающее думать и правильно вести себя среди других. Преодолевается страх перед аудиторией, перед учителем, перед новизной.
Дети о природы обладают разным уровнем способностей. Уровень одаренности ребенка проявляется с первых уроков, то есть его индивидуальные способности, от которых зависит приобретение умения и навыков. Одаренность – наличие у ребенка высокого уровня развития способностей, обеспечивающих достижения больших успехов в данном виде деятельности. Одаренного ребенка отличают упорство, настойчивость в достижении поставленных целей, повышенная концентрация внимания. Один из самых ранних показателей одаренности – это время, в течении которого 4-6 летний ребенок концентрируется на одном занятии. Одаренные дети сами являются двигающим фактором в процессе обучения. Они заставляют менее способных детей оценивать себя в сравнении, заставляют их тянуться за собой, как за лидерами. Вторые, бессознательно, безоговорочно признают их авторитет и стремятся следовать за ними. Их мышление сознательно вступает в личностном плане как мотив: «мне нравится танцевать», «мне интересно исполнять движение», и как цель: «у меня получится», «я сделаю это красиво», «не хуже». Педагог, учитывая этот фактор, поддерживает старания ученика, отмечая похвалой. Всегда можно найти причину отметить ребенка, и как следствие у ребенка возникает эмоциональный стимул. Детей необходимо хвалить. Эмоциональный стимул у детей мобилизует внимание, повышает самосознание и самоконтроль, придает веру в свои силы, вызывает стремление трудиться для достижения успехов, зарождает «дух
соперничества», в котором стремление к соревнованию выступает как мотив, а желание превзойти – как цель.
В процессе занятий очень важно с первого момента задать ритм и темп исполняемому движению. Важно чтобы, например, упражнения, исполняемые по диагонали, начинал ученик, уверенно знающий движение, задавая ритм и темп остальным – был «мотором команды». Азарт и мотив соперничества «подстегивает» всех учащихся, вызывает интерес, пробуждая цель – быть «мотором команды».
Воспитание волевых качеств у ребенка – особенно важная педагогическая задача, так как достижение определенных целей связано с преодолением тех или иных трудностей. Воля формирует характер – совокупность устойчивых свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на различные жизненные обстоятельства. Воля влияет на сознание и повышает самосознание.