IMG_3075

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА И ПРИОБРЕТЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО СТЕРЕОТИПА ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ХОРЕОГРАФИИ 

Автор: Педагог дополнительного образования,
Художественный руководитель
вокально-хореографического ансамбля «Северная мозаика»
О.В. Рукавишникова

Музыкальный слух

Музыкальный слух – высокоразвитая деятельность слухового анализатора, в основе которой лежат биологические процессы. По слуховому нерву возбуждение передается в слуховую зону коры головного мозга – центральный отдел слухового анализатора – точную проекцию слуховых рецепторов улитки, находящейся в полости среднего уха. Рецепторы, лежащие у основания улитки, воспринимают высокие звуки – им соответствует определенный участок в слуховой зоне. Рецепторы верхних отделов улитки возбуждаются на нижние звуки – им соответствует другой участок слуховой зоны коры. Между этими двумя участками располагаются полосы нервных клеток, каждая из которых воспринимает одну октаву промежуточных тонов. Такое строение слуховой зоны позволяет производить тончайший анализ звуковых раздражителей – силы и высоты звука, его характера. Музыкальный слух – природный дар. Развитие у ребенка «чувства ритма» и музыкальности осуществляется на основе физиологического процесса выработки условных рефлексов запаздывающего и дифференцировочного торможения слухового анализатора. Музыкальное произведение имеет свое строение, свой ритм, средством измерения является метр и различается по метроритму (2/4, 3/4, 4/4 и т.д.).

Развитие условного рефлекса дифференцировочного (различительного) торможения способствует определению метроритма музыки. Развитие условного запаздывающего торможения влияет на точность вступления в музыкальный метроритм и ощущение темпа музыки. Рефлексы слухового анализатора вырабатывается путем подкрепления одних и не подкрепления других сходных раздражителей. Поэтому в вырабатывании слуха – ритма и музыкальности важно грамотно просчитывать музыкальный метроритм (более простой 4/4, 2/4 и более сложный ¾), исполняя упражнения на развитие слухового анализатора: хлопки в ладоши, выделяя сильную долю такта или ритмический рисунок, дробные выстукивания, простукивания ногами ритмический рисунок дробей – их доли 1/4, 1/8, 1/16.

Воспринятая органами слуха музыка помогает овладеть ритмом и темпом движения. Слуховой анализатор играет важную роль в восприятии движений собственного тела. Ребенок «Научается слушать себя», развивать ритм и темп собственных движений. Последовательное сочетание в упражнении исполнения прыжков и пение способствует развития взаимодействия слухового и двигательного анализаторов. Музыкальное сопровождение данного упражнения исполняется в удобном для детей дошкольного возраста диапазоне – это нота «фа» первой октавы, импровизируя – «квинта» — вверх, «квинта» — вниз. Первую музыкальную фразу 4 такта дети поют, комментируя движение, вторую – исполняют движение (прыжок).

Пример: pas echappe из VI позиции по II параллельную («разножка»). Комментируя под музыку: «В сторону, вместе и т.д.» дети поют по музыку, слушая себя, приучаются слушать себя во время исполнения движения. Учитывая связь слухового и двигательного анализаторов, важно приучить ребенка не только слушать вступление, но и фиксировать «сценическую точку» движения, что также способствует развитию ритма, закрепляя процессы условного возбуждения и торможения в коре головного мозга центральной нервной системы. Зримое воссоздание ритма, фиксация «сценической точки» эмоционально влияет на психику ребенка, способствует запоминанию движения и слухового ритмического ряда, закрепляя условные рефлексы слухового и двигательного анализаторов, и способствует вырабатыванию динамического стереотипа двигательных навыков, развивает «чувство ритма», музыкальность. Что видимо – четкое выполнение движения, что слышимо – ритмический ряд исполняемого движения. Слуховой анализатор взаимодействует с вестибулярным анализатором, которые в свою очередь закрепляют рефлекс двигательного анализатора, развивая ловкость и пластичность движения, способствуя развитию двигательных навыков.

Приобретение динамического стереотипа двигательных навыков.

Приобретение динамического стереотипа двигательных навыков происходит в течении всей жизни человека: сперва ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать и т.д. Обучаясь хореографии, ребенок научается многообразию различных движений, поз, прыжков – это двигательные навыки, которые приобретаются постепенно, при длительном тренировочном процессе. Двигательные навыки – это цепь выработанных условных двигательных рефлексов. Научить ребенка правильно и красиво выполнять танцевальные движения – это значит выработать у ребенка динамический стереотип новых двигательных навыков. Динамический стереотип образуется при многократном повторении движений. При повторении в коре головного мозга образуются временные связи. За определенное время, когда упражнение выучивается, в коре головного мозга закрепляется определенная последовательность возбудительно-тормозных процессов, вырабатывается динамический стереотип данного двигательного навыка — это то–но выполненное движение. Образованию динамического стереотипа каждого двигательного навыка способствуют условные раздражители. Они могут быть разнообразными: словесные – объяснения замечания; эмоциональные – игра, соревнование; ассоциативными – вызванные воображением; зрительные – вид зала, себя в зеркале; вестибулярные – необычное или с большой амплитудой изменение положения частей тела. При этом большое значение приобретают сигналы от рецепторов двигательного анализатора, так как эти импульсы сами становятся сигналами, раздражителями для мышц и других систем органов, от этого возникает эффект – стоит принять определенное положение или позу и движения «польются» сами собой.

Кора головного мозга обладает способность образовывать множество новых двигательных стереотипов и переделывать старые. На каждая переделка отрицательно сказывается на нервной системе. Поэтому необходимо сразу добиваться правильного выполнения движения, т.к. образовавшийся стереотип поправить составляет больших трудностей. Переучивать всегда сложнее, чем научить, особенно детей дошкольного возраста, когда еще все физиологические процессы инфантильны. Разучивая движение, отрабатывая технику движения, надо обращать внимание на каждый его элемент, когда в коре головного мозга создаются наилучшие условия для образования и совершенствования условных рефлексов и убыстряется запоминание. Концентрирование внимания на ошибках по тем же причинам создает условие для быстрого их исправления. И.П. Павлов считал, что осознание движения связано с очагами возбуждения в коре головного мозга. При сосредоточении внимания на одном элементе движения подвижной очаг возбуждения перемещается в участок коры, где образовались временные связи, лежащие в основе этого движения. Двигательный навык приобретается постепенно.

В образовании динамического стереотипа можно, условно, отличить 3 этапа. Они отличаются по степени развития временных связей, а внешне – степенью точности и чистоты выполнения движения.

1-й этап: В начале освоения незнакомых движений исполнение неточное, сопровождается большим количеством побочных движений. В двигательной зоне коры головного мозга наблюдается широкое распространение возбуждения, но еще нет согласованности систем органов с деятельностью двигательного аппарата.

2-й этап: Развивается условное торможение, прежде всего дифференцировочное. Этому способствуют словесные раздражители – объяснения и поправки. Одобрительные – подкрепляют правильно исполненные элементы, а неодобрительные – «угашают» неправильные. Возбуждение сосредотачивается уже в определенных участках чувствительно- двигательной зоны коры головного мозга. Движение становится более точным и согласованным. На втором этапе закрепляется динамический стереотип, но они еще не прочен, следовательно, не прочен двигательный навык, координация на этом этапе может нарушаться.

3-й этап: Это окончательное закрепление системы временных связей в результате многократного повторения движения и указаний педагога, и выработка динамического стереотипа данного двигательного навыка.

Вырабатывая стереотип двигательного навыка, у ребенка развивается координация. Высокоразвитой координации движения способствует ловкость. В основе ловкости лежат координационные свойства нервной системы и ее пластичность. Ловкость позволяет избежать травм при выполнении сложных движений, трюков. Чем больше новых движений разучено, тем больше ловкости у ребенка. У детей дошкольного возраста идет развитие нервной системы, образование динамического стереотипа происходит медленно, движения у детей долго остаются неуверенными и неуклюжими. Лишь в возрасте 12-13 лет окрепшая нервная система обладает большей пластичностью, что позволяет легко усваивать новые движения.

Управление движениями собственного тела происходит при помощи ощущений, вызванных именно этими движениями. Эти ощущения называют «мышечно-суставным чувством», объяснить словами это невозможно, зрительно это определяется, когда ученик овладевает движением, делает его не только точно и изящно, ощущая свои движения в композиционном пространстве и музыкальном метроритме, но и эмоционально и характерно. Это достигается при развитии совместной и согласованной работе всех анализаторов. Между опорно-двигательным аппаратом и нервной системой осуществляется двусторонняя связь. Четкое осуществление такой связи происходит при помощи мозжечка, который контролирует точность выполнения каждого движения. Импульсы от него и к нему движутся быстрее импульсов, идущих в кору и из коры головного мозга, то поправки, вносимые мозжечком, осуществляются мгновенно. Происходит перераспределение тонуса мышц и движения выполняются правильно, после этого в мозговую кору двинутся импульсы, сообщающие что движение выполнено правильно.

Согласованность движений можно разделить на простые и сложные координации. Головной мозг контролирует точность координации движений. Но некоторые обстоятельства, которые необходимо учитывать при обучении детей, снижают точность координации: физическая слабость, усталость, подавленность или излишняя «веселость» настроения, кислородная недостаточность.

Простые координации
1. Одновременное и однонаправленное движение рук.
2. Поочередное движение ног.
3. Одновременные и однонаправленные движения руки и ноги одной половины тела.

Сложные координации
1.Одновременные разнонаправленные движения рук.
2.Однонаправленное движение ног (в прыжке)
3.Выворотное положение ног.
4. Движения ног при полете в воздухе, из-за выключения опорной функции ног во время взлета в воздух.
5. Одновременное движение всех конечностей.
6. Переключение с однонаправленных на разнонаправленные движения и с одного темпа на другой.

Двигательный навык формирует сознательный контроль выполняемого движения. Ученик каждое движение должен выполнять сознательно, а двигательные навыки должны ему в этом помогать. Двигательные навыки взаимосвязаны и влияют друг на друга: научение правильного переноса корпуса с одной ноги на другую, обеспечит правильное, без потери равновесия, исполнение прыжка, переход с одной танцевальной позы в другую. Без правильно выработанного plie не будет устойчивости на середине, правильного толчка и приземления при исполнении прыжка. Сознательное выполнение движения способствует длительному запоминанию – развитию долговременной памяти – «мышечной» памяти артиста балета.

Знание в области анатомии и физиологии человека помогут педагогу правильно и компетентно выработать профессиональные методы и приемы обучения детей хореографией, методически правильно организовать урок. Педагог не должен опираться только на свои двигательные навыки, в лучшем случае, если они выработаны многосторонне и долговременная память их фиксировала. Педагог должен опираться на знание физиологических процессов, участвующих в развитии двигательных навыков, на знание методических основ выполнения движений. Важно помнить, что допущение одной ошибки, ведет к образованию другой и к нарушению функций организма; нарушение одной функции ведет к нарушению другой, препятствуя развитию правильных двигательных навыков – динамического стереотипа. Педагогу необходимо помнить мудрую заповедь – «не навреди».

Комментарии закрыты.